В СПбГУ обсудили подготовку кадров для наукоемких производств



 В СПбГУ в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялся круглый стол «Подготовка кадров для наукоемких производств и предприятий реального сектора экономики».

Представители рынка труда, вузов и школ обсудили, почему так много студентов меняет образовательную траекторию в первый же год учебы и что могут сделать школы, чтобы помочь ученикам сделать осознанный выбор в пользу подходящей им специальности.

Участники заметили, что сегодня реальный сектор экономики испытывает настоящий кадровый голод — нехватка кадров приобретает все больший масштаб. Вызвано это в том числе тем, что из года в год сокращается количество абитуриентов, которые выбирают наукоемкие специальности, а также неосознанным выбором места получения высшего образования по принципу «пойду туда, куда проще поступить». Вчерашние школьники при поступлении часто руководствуются лишь полученными баллами на ЕГЭ, не зная ничего о будущей профессии. «Вопрос, куда они попали, начинают задавать, только когда приходят в аудиторию. А уже после первой сессии начинаются переводы с одного направление на другое», — объяснил первый проректор по молодежной политике и организации приема Александр Бабич.

Решить эту проблему призвана система ранней профориентации. Начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Петербурга Денис Трещев рассказал: «Городом проделана большая работа по профориентационному минимуму. Мы создали большую сеть профессиональных классов. Нам важно, чтобы это пригодилось системе высшего образования, среднего образования, предприятиям реального сектора экономики и наукоемких производств». Денис Трещев рассказал, что сегодня в апробации проекта участвуют 26 школ Северной столицы. 467 обучающихся проходят профессиональное обучение, открыто 240 учебных лабораторий по фармацевтике и генетике, цифровым и инженерным компетенциям.

Но и успешное окончание университета не всегда означает, что выпускник начнет работу по специальности. Зачастую, выходя на рынок труда, он не находит подходящих вакансий. Чтобы быть уверенным, что выпускники будут востребованы после выпуска, СПбГУ много лет ведет работу с работодателями — именно они определяют, какие знания и компетенции нужны специалисту, которого они захотят взять на работу. Представители работодателей входят в советы образовательных программ, участвуют в выпускных квалификационных комиссиях, определяют порядок прохождения учебных и производственных практик. Это помогает Университету взаимодействовать с реальным сектором экономики — понимать тенденции и запросы рынка труда.

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в прошлом году поставил задачу: в ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.

Эксперты отметили, что интерес к профессии может и должен прививаться с самого детства. Они предположили, что дети и в дошкольном возрасте способны узнать о разных профессиях. Тогда уже в средней школе им будет проще определиться, какие предметы изучать более углубленно, какие дополнительные занятия посещать. Заронив зерно любви к профессии, можно вырастить целый урожай профессиональных кадров, которые любят и знают свою работу.

Александр Бабич привел в пример Академическую гимназию СПбГУ: 30 % выпускников гимназии — кандидаты, доктора, члены-корреспонденты, академики. 

Конечно, это не 100 %, но это достойный результат.

Александр Бабич, первый проректор по молодежной политике и организации приема

Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ — один из десяти российских СУНЦев — специализированных учебно‑научных центров. Сейчас в гимназии учатся 360 школьников, больше половины из которых приехали в Петербург из других регионов России.

Согласились эксперты и с тем, что школам в рамках профориентационных предприятий важно налаживать взаимодействие с высшей школой. По их мнению, школьный учитель должен обладать не только знаниями по своей дисциплине, но и понимать тенденции развития современной науки. Привлечение университетских ученых к профориентации школьников сможет показать, как наука влияет на развитие реального сектора экономики, какие самые современные технологии могут быть внедрены в рутинную, казалось бы, работу предприятий.

Начальник отдела развития человеческого капитала Комитета по образованию Петербурга Людмила Колдунова объяснила: предприятия, стремясь заполучить в свои ряды мотивированных сотрудников, проводят ярмарки вакансий, открытые отборы, дни карьеры, профориентационные мероприятия. Кроме того, сегодня представители рынка труда присоединяются к обучению специалистов в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Цель программы — организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития знаний, компетенций и навыков, которые обеспечат конкурентоспособность и профессиональную мобильность граждан на рынке труда.